Многогранность звучания русской гармони привлекала внимание многих мастеров-изобретателей, которые вносили правки в конструкцию инструмента, совершенствуя его и развивая богатство звука. За последние полтора столетия баян претерпел множество изменений, чтобы предстать перед музыкантами нашего поколения в том виде, в котором мы его знаем сейчас. За главные преобразования инструмента наши современники могут быть благодарны органному настройщику из Германии Фридриху Бушману и чешскому мастеру Франтишку Киршнеру. Изобретатели работали независимо друг от друга, разбирая распространенные на тот момент инструменты и пытаясь придать им новый, более совершенный вид и уникальное музыкальное звучание.
Киршнер работал над созданием нового музыкального инструмента с 1787 года - усилиями мастера было сконструировано несколько экспериментальных образцов, которые совершенствовались и дорабатывались в зависимости от опытных испытаний. В основе работы инструмента лежал принцип воздушного колебания металлической пластины, которая приходила в движение от нагнетания мехов.
Бушман же решил начать работу над созданием более совершенного инструмента с помощью камертона - устройства, помогающего настроить звук органа. В таких целях использовалась металлическая пластина (язычок) - которая изначально приводилась в движение только усилиями легких мастера. Чтобы облегчить себе работу, Бушман сконструировал систему, в которой язычком двигал поток воздуха - в зависимости от положения груза и мехов. При разжимании механизма груз отправлялся вверх, а затем опускался вниз под своим весом, обеспечивая давление на меховую камеру - вследствие чего нагнетались потоки воздуха и приходил в движение стальной язычок, расположенный в специальной резонаторной коробке. Бушман использовал и совершенствовал свое изобретение только с целью более точной настройки органа - и добавил к основному звуку дополнительные голоса, которые позволяли настроить инструмент максимально точно.
Доработать изобретение Бушмана и преобразить самодельный камерон в полноценный музыкальный инструмент с полным звукорядом смог венский настройщик органов Кирилл Демиан. На основе конструкции Бушмана, приводящей в движение язычок посредством взаимодействия груза и меховой камеры, в 1829 году Демиан мастерит незамысловатый музыкальный инструмент, состоящий из двух кнопочных клавиатур и мехов между ними. Одновременное сжатие или растяжение мехов и игра на кнопках позволили исполнять различные мелодии - используя звукоряд правой клавиатуры и басовые партии левой. Инструмент, который Демиан достаточно быстро довел до ума, назвали аккордеоном - и в том же году его запатентовали и запустили в массовое производство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий